Социальная сфера

Владимир Петросян: Служба занятости ответит за каждого безработного москвича

Владимир Петросян: Служба занятости ответит за каждого безработного москвича
Руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян — о кураторах для безработных и новых способах поддержки малоимущих.

В прошлом году объединились департаменты труда и соцзащиты Правительства Москвы. Владимир Петросян, возглавивший новое ведомство, в интервью mos.ru рассказал о том, как изменится служба занятости города и как Москва борется с безработицей в условиях кризиса. А также сообщил о новых видах поддержки малоимущих и многодетных семей — детских электронных сертификатах.

Как меняется бюджет Москвы на социальную защиту? Сколько денег выделено на этот год?

В 2015 году на социальную поддержку москвичей из бюджета было выделено 324 миллиарда рублей. В 2016 году эта сумма вырастет до 346 миллиардов рублей. Мэр Москвы на заседании Президиума Правительства на прошлой неделе отметил, что мы увеличили расходы на социальную поддержку более чем на 20 миллиардов рублей в связи с проведением антикризисных мероприятий.

Улучшат свое материальное положение почти 600 тысяч московских пенсионеров

Какие социальные выплаты москвичам были увеличены?

В первую очередь стандарт минимальных доходов пенсионера, то есть региональной социальной доплаты московским неработающим пенсионерам. Два миллиона 60 тысяч москвичей получают сегодня эту надбавку. С 1 марта 2016 года стандарт увеличится с 12 тысяч до 14,5 тысячи рублей, то есть сразу на 2,5 тысячи рублей. Таким образом, улучшат своё материальное положение почти 600 тысяч московских пенсионеров.

Вы сказали, что увеличение бюджета связано в том числе с антикризисными мерами. О чём именно идёт речь?

К примеру, в 2015 году более 320 тысяч человек получили электронные сертификаты на продуктовую помощь. Стоимость сертификатов в прошлом году увеличилась с 500 рублей до одной тысячи. Их можно отоварить в магазинах «Пятёрочка», «Дикси» и «Перекрёсток».

113 тысячам человек оказали вещевую помощь. Почти 28 тысяч семей получили товары длительного пользования — телевизоры, холодильники, стиральные машины. Сколько человек обратится за помощью в 2016 году — сказать трудно, но у нас есть все ресурсы и бюджет для поддержки москвичей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Сертификат на сумму две тысячи рублей можно будет потратить на детские товары, игрушки, школьные принадлежности, детскую одежду и обувь

Кроме того, мы в порядке эксперимента планируем с 1 марта запустить электронные сертификаты на вещевую помощь. Пилотный проект пройдёт в Юго-Западном округе. Сертификат на сумму две тысячи рублей можно будет потратить на детские товары, игрушки, школьные принадлежности, детскую одежду и обувь. Мы не хотим навязывать какой-то определённый набор товаров для детей, которые можно оплатить по сертификату. Пусть родители сами выбирают лучшие по качеству товары и продукты. Наша задача — подключить к сотрудничеству большее количество партнёров в торговой рознице.

Есть ли уже конкретные партнёры?

Пока перечень магазинов не определён, продолжаем переговоры с ретейлерами.

Что нужно будет делать, чтобы получить такой «детский» электронный сертификат? И как сегодня москвичи получают продуктовые сертификаты?

Нужно обратиться в центр социальной помощи семье и детям. У нас в каждом районе города, при управе, работает межведомственная комиссия по оказанию адресной социальной помощи. Председатель этой комиссии — глава управы. Его заместитель — начальник территориального управления или отдела социальной защиты. В комиссию входят представители общественных организаций — от ветеранов, от многодетных семей, от инвалидов. Все они рассматривают заявления об оказании адресной социальной помощи: продовольственной, вещевой, денежной, товарами длительного пользования и так далее. В центрах соцпомощи расскажут, какие документы нужны для комиссии. И эти комиссии принимают решения, по результатам которых оказывается та или иная помощь через центр социального обслуживания, через отделы социальной защиты или же самой управой района. Продуктовые сертификаты могут получить малоимущие москвичи, в том числе безработные.

В Москве проходит пилотный проект по выдаче сертификатов на реабилитацию людям, прошедшим лечение от наркозависимости. Каковы его результаты?

Да, это работа, в которую мы внедрились с 2014 года. В первый год мы выдали 126 сертификатов, в 2015 году почти в два раза больше — 268. В 2015 году из 268 человек, получающих помощь, 77 попали в длительную ремиссию и только 10 человек сорвались и прекратили реабилитацию. У нас, конечно, значительно больше зарегистрированных наркоманов, в первую очередь молодых людей. И для их спасения необходимо эту работу продолжать и выводить на новый уровень, чтобы больше нуждающихся в помощи были вовлечены в процесс реабилитации. Деньги на это есть — из резервного фонда Правительства Москвы в прошлом году выделено 100 миллионов рублей. В месяц на лечение одного больного выделяется 30 тысяч рублей. Поэтому главное, чтобы люди, которые хотят пройти реабилитацию, к нам пришли.

В августе прошлого года департаменты труда и соцзащиты слились в одно ведомство, и вы возглавили его. Как сейчас работает служба занятости Москвы? Планируются ли какие-то изменения?

Сегодня в городе работают 10 окружных центров занятости и 52 территориальных отдела. Если говорить о статистике, то в 2015 году в эти центры обратились почти два миллиона человек. Мы зарегистрировали порядка 44 тысяч безработных. И сегодня уровень безработицы в Москве составляет 0,6 процента — он один из самых низких в России.

Соискатель в центре занятости не должен бегать из кабинета в кабинет

Чтобы победить безработицу, систему службы занятости необходимо немного изменить. Мы хотим более чётко направить сотрудников службы на достижение конечных результатов — трудоустройство каждого человека, который к нам обратился.

Соискатель в центре занятости не должен бегать из кабинета в кабинет. Он должен попасть в руки одного универсального специалиста, который будет заниматься им весь процесс поиска работы.

Мы поставим службе занятости новые задачи, будем заниматься её реформированием. Это процесс непростой. Потребуется дополнительная подготовка действующих кадров, а речь идёт о полутора тысячах человек. Сегодня, например, работник в отделе профориентации или профобучения знает только свою тему, тему своего отдела, например, куда направить на обучение. А нужно, чтобы он знал ответы на все вопросы, связанные с занятостью и трудоустройством и мог также вести переговоры с работодателями, которые тоже обращаются в службу занятости.

То есть появятся персональные кураторы для безработных?

Да, именно кураторы. Чтобы соискателя не гоняли по кабинетам: «Здесь вас зарегистрируют. В другом кабинете вы пройдёте психологическое тестирование. В третьем с вами проведут профилирование или расскажут о профобучении, переподготовке и так далее». Этого быть не должно.

А работники службы занятости будут заинтересованы в том, чтобы становиться универсалами? Их начнут поощрять, премировать?

Конечно, я считаю очень важным, чтобы материальное стимулирование сотрудников было привязано к конечному результату их деятельности. Вот к специалисту пришли десять безработных, и он смог пятерых трудоустроить — молодец! Значит, мы отработаем механизм для его материального стимулирования.

Естественно, факторы, осложняющие поиск работы для соискателей, будут учитываться: это и сложная профессия, и недостаточный стаж. С учётом всех компонентов будет оцениваться работа и самой службы занятости, и её конкретных сотрудников. Их главная задача — выяснить всё об опыте работы соискателя и его пожеланиях, а потом грамотно подыскивать ему конкретное место, вакансию. А не просто поставить галочку и отправить его на оформление пособия. Пособие по безработице выплачивается в течение шести месяцев. И сотрудники службы занятости должны отчитаться, какие именно меры они принимают, чтобы он из безработного превратился в трудоустроенного. Служба занятости ответит за каждого безработного москвича.

Какие ещё реформы ждут эту сферу?

Мы планируем перевести часть услуг в электронный вид, в первую очередь взаимодействие с работодателями. Зачем работодателю приходить лично, чтобы отдать в службу занятости список вакансий, если это можно сделать в электронном виде? Или зачем приходить к нам для регистрации коллективного договора, когда есть электронная почта? А сейчас они приходят.

Кроме того, мы хотим немного скорректировать систему профобучения. Сегодня её проводят, исходя из позиций, которых больше всего в банке вакансий. Там в основном позиции водителей, каменщиков, менеджеров и так далее. Картина довольно обрывочная. К тому же пока безработный переучивается, вакансии закрываются, и он потом не может найти работу.

Нужно опираться на информацию всех органов исполнительной власти Москвы, в первую очередь департаментов ЖКХ, строительства, градостроительной политики, науки и промышленности. Нужно получить от них данные о том, какие потребности в кадрах есть у учреждений города. И потом уже по этим специальностям готовить или осуществлять переподготовку и профобучение безработных москвичей.