Транспорт

Сергей Собянин: Проходка БКЛ завершена на 60 процентов​

Сергей Собянин: Проходка БКЛ завершена на 60 процентов​
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
На северо-восточном участке БКЛ ведется строительство одной из самых сложных станций —​ «Шереметьевской». Ее глубина залегания — порядка 80 метров. Здесь будет уникальный эскалатор, наклонный ход которого составит 135 метров.

Станция «Шереметьевская» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро готова на 22 процента. Работы по переустройству инженерных сетей уже выполнены. Сейчас идет проходка тоннелей станционного комплекса, а также строительство эскалаторного тоннеля и устройство основных конструкций.

«“Шереметьевская” — одна из сложнейших станций. Здесь уникальный наклонный ход эскалатора составляет 135 метров — это рекордная длина для Московского метрополитена. Но вы видите: работа идет полным ходом и нет никаких сомнений, что она будет выполнена в срок и даже немного с опережением», — отметил Сергей Собянин.

Глубина залегания станции составляет порядка 80 метров. Строительство ведется классическим горно-подземным способом, большую часть работы строителям приходится делать вручную.

«Специфика работ на глубоких станциях, проводимых горным способом, — то, что сюда невозможно подать слишком большое, крупногабаритное оборудование. То есть здесь могут находиться небольшие локомотивы, вагоны, погрузочные машины, но вот такую большую машину, как, допустим, тоннелепроходческий комплекс, сюда просто подать невозможно», — рассказал представитель АО «Мосметрострой» Андрей Вялых.

«Шереметьевская» расположена вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи, вблизи его пересечения с Шереметьевской улицей и 2-й улицей Марьиной Рощи. С «Шереметьевской» можно будет сделать пересадку на станцию «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии метро. Единственный вестибюль будет выходить на Шереметьевскуюулицу и 2-ю улицу Марьиной Рощи, к остановкам наземного транспорта.

Архитектурное изящество 

Варианты дизайна станции «Шереметьевская» выбрали в ходе открытого международного конкурса. Лучшую работу затем определили жители столицы, проголосовав в «Активном гражданине». Больше всего голосов набрал проект московского архитектурного бюро AI Architects.

Основной цвет интерьера станции — белый. Колонны на платформах будут напоминать пузатые фарфоровые чайники. Их искусственно состарят: рисунок будет напоминать мелкие трещинки. Они помогут спрятать швы.

Пол выложат гранитом серых оттенков. Потолок покроют бесшовными панелями, за которыми установят светильники.

«Здесь будет установлен самый длинный одиночный эскалатор. Есть станции глубже этой, например “Парк Победы”, но там каскад из двух эскалаторов. Здесь, я думаю, что эскалатор на несколько ступеней будет длиннее», — добавил Андрей Вялых.

Входной наземный павильон будет двухэтажным. Вместо привычных колонн у входа установят шары, а на потолке вестибюля — перфорированные панели, которые облегчат монтаж систем вентилирования, кондиционирования и подачи тепла.

Светлый фасад, облицованный панелями из алюминия, будет контрастировать с панелями более темного оттенка, установленными на заднем плане. Так, по замыслу проектировщиков, появится эффект парения. Вместо стен во входном павильоне установят панорамные стекла.

От «Хорошевской» до «Можайской»: как идет строительство западного участка БКЛНа четыре больше: какие электродепо построят до конца 2023 года

Большие планы 

Большая кольцевая линия — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 километров. На ней расположится 31 станция и два электродепо (включая существующий участок от станции метро «Каховская» до «Каширской»). БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией подземки в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

«Самый сложный транспортный проект Москвы — это Большая кольцевая линия. И не только Москвы — это сложнейший транспортный проект в мире. При проходке тоннелей используются самые разные технологии — десятиметровые, шестиметровые щиты, ну а ряд участков приходится делать практически вручную отбойными молотками — старые технологии, мало уже где применяются. Все это происходит на большой глубине и рядом с действующими станциями и линиями метрополитена, по-другому не получается», — добавил Мэр Москвы.

«Шереметьевская» находится на северо-восточном участке БКЛ между станциями «Савеловская» и «Авиамоторная», который начали строить в 2015 году. Его длина составляет 12,8 километра. На нем, помимо «Шереметьевской», расположатся еще четыре станции: «Лефортово», «Рубцовская», «Стромынка», «Ржевская». Также на этом участку построят соединительную ветку до депо «Нижегородское».

Строительство участка ведется в три этапа. Первый отрезок, от «Авиамоторной» до «Лефортова» (2,7 километра), планируется завершить в 2019 году. Первое время после запуска по нему будут ходить поезда Некрасовской линии. Второй отрезок, от «Лефортова» до «Рубцовской», достроят в 2020-м, а участок от «Рубцовской» до «Савеловской» — в 2021–2022 годах.

Сегодня строительная готовность БКЛ от «Савеловской» до «Авиамоторной» составляет 41 процент. Пройдены перегонные тоннели между станциями «Авиамоторная» и «Рубцовская», а также от «Рубцовской» до «Стромынки».

На участке «Стромынка» — «Савеловская» работает три тоннелепроходческих комплекса, которые прокладывают левый и правый перегонные тоннели от «Стромынки» в сторону «Ржевской» и правый перегонный тоннель от «Ржевской» в сторону «Савеловской».

После открытия северо-восточного участка транспорт станет доступнее для более чем 480 тысяч человек. Также снизится нагрузка на центральные участки других линий подземки, сократится интенсивность движения автотранспорта на прилегающих улицах примерно на 10–15 процентов. Кроме того, появится возможность обеспечить полноценную интеграцию Некрасовской линии в сеть московского метро.

Началось строительство семи станций Коммунарской линии метроФинишная прямая: как строится Некрасовская линия метро

БКЛ соединит существующие и будущие радиальные линии на расстоянии до 10 километров от Кольцевой линии. Это позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (сама Кольцевая линия) пересадочные контуры подземки.

«Сегодня историческое событие — проходка БКЛ завершена на 60 процентов. И это дает основание ставить перед строителями новую задачу — замкнуть кольцо уже в 2022 году. Задача архисложная, но я уверен, что строители справятся», — отметил Сергей Собянин.

В дальнейшем к БКЛ можно будет подключить новые радиусы. Например, Рублево-Архангельскую линию («Улица Народного Ополчения»), Коммунарскую линию (на «Улице Новаторов») и будущую линию в Бирюлеве и Щербинке (на «Кленовом бульваре»).

Со станций БКЛ можно сделать 19 пересадок на другие линии подземки, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, пять пересадок на МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск, а также 11 пересадок на железнодорожные станции.

Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов».

Как развивается московское метро 

В рамках программы строительства метрополитена с 2011 года в Москве введены в эксплуатацию 155 километров линий подземки, 81 новая станция, три дополнительных вестибюля метро и Московского центрального кольца, а также 10 электродепо.

На Люблинско-Дмитровской линии для пассажиров открылись участки от «Марьина» до «Зябликова» (три станции) и от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций). Для станций «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская» построили новые вестибюли.

На Калининской линии ввели в эксплуатацию участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция), на Солнцевской линии — участки от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций) и от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций).

На Замоскворецкой линии заработали участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), станция «Технопарк» и участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции).

На Арбатско-Покровской ветке открылся участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция), на Таганско-Краснопресненской — от «Выхина» до «Котельников» (три станции) и станция «Спартак», на Бутовской — участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции).

На Сокольнической линии запустили движение по участку от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции), а также от «Саларьева» до «Коммунарки». На Некрасовской ввели участок «Косино» — «Некрасовка» (четыре станции). На Филевской линии у станции «Международная» появился второй вестибюль. Также был реализован проект Московского центрального кольца — наземного метро с 31 станцией.

К настоящему моменту уже открыт для пассажиров северо-западный участок Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций). Идут работы на остальных участках, таких как:

— юго-западный от «Можайской» («Кунцевской») до «Проспекта Вернадского»;

— западный от «Хорошевской» до «Можайской» («Кунцевской»);

— южный от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);

— восточный от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»).

Работы ведут 13 тоннелепроходческих комплексов.

Участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» войдет в состав Некрасовской линии метрополитена.