Строительство и реконструкция

Сергей Собянин сообщил, что северный дублер Кутузовского проспекта планируется открыть в этом году

Сергей Собянин сообщил, что северный дублер Кутузовского проспекта планируется открыть в этом году
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Шестиполосная магистраль пройдет от делового центра «Москва-Сити» и ТТК до развязки на пересечении МКАД с Молодогвардейской улицей.

Строительство северного дублера Кутузовского проспекта завершится в этом году, заявил Сергей Собянин во время посещения строительной площадки.

«В Москве возводится уникальное грандиозное сооружение — северный дублер Кутузовского проспекта — объект дорожной инфраструктуры, который строится впервые в России на 100 процентов за счет частного инвестора. Город делает свою работу, связанную с инженерными сетями, с улично-дорожной сетью, которая примыкает к дублеру. В целом это такой большой инвестиционный проект. Москва получит платную дорогу в обход Одинцова и подъезд непосредственно к Москва-Сити. И это, конечно, разгрузит и Можайское шоссе, и Кутузовский проспект, и МКАД и улучшит транспортную доступность порядка 700 тысяч жителей, которые проживают рядом», — отметил Мэр Москвы.

Каким будет северный дублер Кутузовского проспекта

Строительство северного дублера Кутузовского проспекта ведется на основании заключенного в 2014 году концессионного соглашения между Правительством Москвы и АО «Новая концессионная компания». Строительно-монтажные работы начались в 2019-м после подготовки территории. Общий объем частных инвестиций в проект составляет 65 миллиардов рублей.

Новая шестиполосная вылетная магистраль пройдет от делового центра «Москва-Сити» и Третьего транспортного кольца (ТТК) до развязки на пересечении МКАД с Молодогвардейской улицей и далее выйдет на северный обход города Одинцово в Московской области. Северный дублер Кутузовского проспекта улучшит транспортную ситуацию в районах Кунцево, Можайский, Фили-Давыдково, Филевский Парк, Дорогомилово, Пресненский.

«Чтобы не мешать окружающей застройке, дублер проложили вдоль путей МЦД-1. Почти половина трассы пройдет по эстакадам, мостам и путепроводу. Для интеграции северного дублера в транспортную систему город делает свою часть работы. Строим и реконструируем несколько крупных объектов, чтобы связать магистраль с прилегающими улицами», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin

За счет создания альтернативного пути от М-1 до Москва-Сити перепробег транспорта сократится на три километра, а время в пути — в среднем на 17 минут. Ожидается, что снизится нагрузка на Кутузовский проспект (до 17 процентов), Можайское шоссе (до 16 процентов) и МКАД (до девяти процентов).

Общая протяженность магистрали со съездами и искусственными сооружениями (три эстакады, путепровод через Минскую улицу и мост через Москву-реку) составит более 20 километров, в том числе основной ход — около 10 километров. Проект также предусматривает строительство двух подземных пешеходных переходов в районе станций Рабочий Поселок и Фили МЦД-1.

Чтобы минимизировать влияние будущей магистрали на окружающую застройку, трассу проложили вдоль железнодорожных путей МЦД-1 (Смоленское направление Московской железной дороги), причем около половины новой дороги составят сложные искусственные сооружения. В их числе эстакада основного хода от МКАД до станции Рабочий Поселок (1,96 километра) — одна из крупнейших в Москве, эстакада основного хода через Рублевское шоссе и железнодорожные пути (700 метров), мост через Москву-реку (350 метров), эстакада на примыкании к основному ходу обхода города Одинцово (310 метров), путепровод через Минскую улицу (90 метров), эстакады-съезды на сообщении с МКАД, Молодогвардейской транспортной развязкой, Кутузовским проспектом, Северо-Западной хордой, Шелепихинской набережной (более 2,5 километра).

«Важнейший проект, важнейшее инженерное сооружение. Почти половина всей дороги состоит из сложнейших инженерных сооружений, в том числе это мост через Москву-реку. Большой Сити активно развивается, кругом идет стройка, возводятся высотные здания. И конечно, всему этому району требуется новая дорожная инфраструктура и люди ждут, когда этот объект будет завершен», — отметил Мэр Москвы.

В настоящее время строители перекладывают инженерные коммуникации, возводят основные искусственные сооружения, строят эстакады на примыкании к Молодогвардейской транспортной развязке и выполняют другие работы.

«Испытывая беспрецедентное санкционное давление, мы переработали проект и достигли практически полного технологического суверенитета, заменили все комплектующие и программное обеспечение из недружественных стран в основном на российские аналоги», — рассказал Денис Янев, генеральный директор АО «Новая концессионная компания».

По его словам, строительная готовность на сегодняшний день в целом оценивается на 75 процентов: по искусственным сооружениям — на 80 процентов, по дорожным участкам — на 50 процентов. Завершить строительство северного дублера Кутузовского проспекта и открыть движение по нему планируют в 2023 году.

Проезд по новой дороге сделают платным. При этом взимание платы практически впервые в России будет происходить безбарьерно — на трассе не будет шлагбаумов, водители смогут проезжать по ней без остановок. Оплатить проезд можно будет через мобильное приложение и портал mos.ru.

Сергей Собянин открыл движение по реконструированному Старорублевскому путепроводу118 метров над МЦД и Кутузовским: на западе Москвы построили надземный пешеходный переход

Смежные объекты

Для интеграции северного дублера Кутузовского проспекта в существующую транспортную сеть города и создания единого пространства для движения транспорта город строит смежные объекты. Они свяжут новую магистраль с прилегающими улицами.

В их числе:

— путепровод через пути МЦД-1 и северный дублер Кутузовского проспекта в районе улицы Барклая — работы завершены в декабре 2022 года. Вместо старого путепровода длиной 40 метров здесь построили новый 205-метровый, который обеспечит комфортное и безопасное движение транспорта над будущей магистралью. Для местных жителей сделали два подземных пешеходных перехода — у дома 5, корпуса 2 и дома 9 на улице Барклая;

— реконструкция улицы Ивана Франко и Старорублевского путепровода — первый этап работ завершен в декабре 2021 года, второй — в январе 2023-го. Протяженность путепровода увеличили в три раза — до 240 метров, что позволило обеспечить комфортный выезд с Кутузовского проспекта на Рублевское шоссе и строящийся северный дублер Кутузовского проспекта в сторону МКАД. Продолжается строительство участка дороги от улицы Герасима Курина до улицы Ивана Франко (2,1 километра, по одной полосе движения в каждом направлении);

— развязка на пересечении северного дублера Кутузовского проспекта, Шелепихинской набережной и ТТК — работы начаты в сентябре 2018 года. Проект предусматривает строительство 11,7 километра дорог (по одной — три полосы в каждую сторону), включая четыре эстакады. Для пешеходов появятся два подземных перехода вблизи домов 2 а, строения 3 и 34, корпуса 2 на Шелепихинской набережной;

— улично-дорожная сеть вдоль набережной Москвы-реки на участке от Большой Филевской улицы до ТТК — работы начаты в августе 2022 года. По проекту реконструируют 3,9 километра дорог (по две полосы в каждую сторону), включая путепровод (215 метров, одна полоса в каждую сторону) для подъезда к кварталу «Сбербанк-Сити» (Кутузовский проспект, дом 32);

— пешеходный переход (120 метров) через пути МЦД-1 и северный дублер Кутузовского проспекта в районе улиц Полоцкой и Гвардейской — работы завершены в январе 2023 года. Переход обеспечил новую удобную и безопасную пешеходную связь между районами Кунцево и Можайский, в которых проживают около 300 тысяч человек.

Новые дороги Москвы

В 2011–2022 годах в Москве построили 1241,1 километра дорог — это более 20 процентов от всей существующей улично-дорожной сети. Возвели 359 искусственных сооружений (мосты, тоннели, эстакады) и 291 внеуличный пешеходный переход.

В планах на 2023 год — строительство 96,6 километра дорог, 38 искусственных сооружений и 21 пешеходного перехода. Ключевым проектом станет завершение строительства Московского скоростного диаметра. Также в числе наиболее значимых объектов — участки Южной рокады, транспортная развязка на пересечении МКАД с Липецкой улицей, автодорога Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево.

В 2024–2025 годах планируется построить еще 145,6 километра дорог, 35 искусственных сооружений и 28 пешеходных переходов.