Сергей Собянин рассказал о развитии системы общественного транспорта
Сегодня автобусный парк Москвы — самый молодой в Европе. Основной городской перевозчик Мосгортранс полностью обновил свой подвижной состав, закупив с 2010 года более девяти тысяч современных автобусов. В столице насчитывается 380 километров выделенных полос. Каждый день по ним проезжают более 4,2 миллиона пассажиров. О том, как менялась система общественного транспорта столицы, в своем блоге рассказал Сергей Собянин.
Мэр Москвы напомнил, что с 1992 года самым популярным наземным транспортом в городе были маршрутки. Как правило, они обслуживали самые востребованные и выгодные маршруты, копились возле станций метро, не предоставляли льготы на проезд.
«В начале 2010-х годов мириться со всем этим было уже нельзя. Необходимо было менять всю сеть маршрутов города», — отметил Сергей Собянин.
Выделенные полосы, «Тройка» и электробусы
В городе стали появляться выделенные полосы для общественного транспорта. Благодаря им средняя скорость движения автобусов выросла в полтора-два раза.
«Общественный транспорт вернулся в центр Москвы, из которого его, казалось бы, навсегда вытеснили личные автомобили», — написал Мэр Москвы.
Карта «Тройка» сняла большинство сложностей с оплатой проезда и в Москве были отменены турникеты. Только эта мера позволила пассажирам экономить до 25 минут времени в пути, которое раньше автобусы простаивали на остановках, ожидая, когда все войдут через переднюю дверь.
На смену старым остановочным павильонам постепенно приходят новые — с электронными табло, навигацией, автоматами по продаже билетов, USB-разъемами и Wi-Fi. Завершить их обновление планируется в ближайшие три — четыре года.
«И еще — российская столица является европейским лидером по количеству электробусов. На улицах города работает 600 этих машин. А через два года их станет еще на 820 штук больше. В 2022 году на маршруты выйдут первые электробусы-гармошки, которые вмещают до 135 пассажиров. А число зарядных станций увеличим до 383, что позволит расширить сеть на новые районы», — добавил Сергей Собянин.
Судьба маршруток
Мэр Москвы отметил: коммерческие перевозчики могут работать в столице, но они обязаны следовать единым стандартам, утвержденным городскими властями. На некоторых маршрутах действительно лучше использовать автобусы малого класса, но в большинстве случаев в столице нужны автобусы большой и средней вместительности.
«Общественный транспорт — единый организм, все части которого решают общую задачу: быстро и с комфортом доставить пассажира из пункта А в пункт Б. А значит, неуместна и конкуренция за пассажиров между разными транспортными компаниями на одном маршруте. Если уж конкурировать, то не на улицах, а на тендерных площадках, и ни в коем случае не за счет безопасности жителей Москвы», — подчеркнул Сергей Собянин.
В 2015 году в столице утвердили новую маршрутную сеть. Примерно 70 процентов перевозок сохранили за городским перевозчиком. Остальные 30 процентов были разыграны на конкурсах, с победителями которых были заключены контракты на пять лет. Сегодня в городе работает девять коммерческих перевозчиков, которые обслуживают 249 маршрутов. Они закупили около двух тысяч новых комфортных автобусов.
Городской транспорт приспособлен для перевозки маломобильных пассажиров. Современные автобусы имеют низкий пол и откидной пандус для горожан, передвигающихся на инвалидных колясках.
«И разумеется, льготники получили право бесплатного проезда», — отметил Сергей Собянин.
Транспорт проходит регулярный техосмотр, а водители — медицинский контроль. У перевозчиков есть служба безопасности движения, которая ведет работу по профилактике ДТП.
Средний возраст автобусов, работающих по новой модели, составляет четыре года. Маршрутки редко были моложе семи — восьми лет.
«Все автобусы — класса “Евро-4” и выше. Так что переход на новую модель — это не только надежность и комфорт, но и вклад в улучшение экологии Москвы», — написал Мэр Москвы.
Тактовое расписание
В этом году будут проведены новые конкурсы и перезаключены контракты с коммерческими перевозчиками. Это приведет к ряду изменений. Например, на большинстве маршрутов будет введено тактовое расписание. Это значит, что автобусы будут отправляться через равные промежутки времени — каждые пять, 10 или 15 минут в зависимости от типа маршрута.
В транспорте будет больше сидячих мест, появится возможность бесконтактной оплаты проезда банковскими картами, USB-розетки для зарядки гаджетов. Перевозчики будут чаще мыть и дезинфицировать автобусы. Водители будут работать в форменной одежде. В автобусах установят систему контроля усталости водителя «Антисон».
Все прежние требования — соблюдение расписания, оплата «Тройкой» и бесплатный проезд для льготников — останутся в силе.
«Будем и дальше развивать автобусные перевозки как один главных приоритетов в создании качественного общественного транспорта. Важна и экология. Поэтому взяли курс на полный переход на электробусы в Мосгортрансе, а в перспективе — и у коммерческих перевозчиков», — заключил Сергей Собянин.