Транспорт

Сергей Собянин сообщил о завершении модернизации Белорусского вокзала

Сергей Собянин сообщил о завершении модернизации Белорусского вокзала
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
В ходе работ провели масштабную модернизацию пассажирской инфраструктуры вокзала, благоустроили прилегающие территории, а также построили новый вестибюль с 17 турникетами.

Сергей Собянин открыл новый пассажирский вестибюль на Белорусском вокзале. Это стало завершающим этапом формирования городского вокзала первого и четвертого Московских центральных диаметров (МЦД).

«Белорусский вокзал сегодня один из самых напряженных транспортных узлов. Здесь самое интенсивное движение поездов: каждые две с половиной минуты приходят новые составы. Почему это происходит? Потому что здесь, помимо обычного движения поездов дальнего следования, мы ввели Московские центральные диаметры — первый и четвертый. Это, конечно, потребовало переосмысления всей логистики и благоустройства территории Белорусского вокзала. Мы начинали с площади Белорусского вокзала, продления трамвайной линии, которая зашла на площадь перед вокзалом. Ну и здесь, конечно, все значительно изменилось. Сегодня это сделано по стандартам московских городских вокзалов: комфортная среда, вестибюли, подземные переходы. Я надеюсь, что пассажирам, которые прибывают сюда — а их десятки и десятки тысяч, — будет комфортнее здесь пересаживаться на другие поезда, на метро и приезжать в город. Спасибо большое “Российским железным дорогам”. Они провели значительную работу, и сегодня серьезный этап этой работы здесь завершился», — отметил Сергей Собянин.

Белорусский вокзал — один из ключевых пересадочных узлов в центре Москвы, а также крупнейший по площади городской вокзал на МЦД-1 и МЦД-4. На площади Тверская Застава пересекаются четыре линии рельсового каркаса, в том числе МЦД-1, МЦД-4, Кольцевая и Замоскворецкая линии метро, а также 16 автобусных и два трамвайных маршрута. Кроме того, сюда прибывают поезда дальнего следования и аэроэкспрессы из аэропорта Шереметьево. Пассажиропоток Белорусского вокзала — более 130 тысяч человек в сутки.

Комплексная модернизация инфраструктуры Белорусского вокзала — один из ключевых проектов создания МЦД. Здесь был выполнен большой объем работ, несмотря на стесненные условия городской застройки и близкое расположение объектов культурного наследия. В их числе историческое здание Белорусского вокзала, жилой дом Управления пароходства канала Москва — Волга и Тверской путепровод.

«Продолжим вместе с РЖД развивать пассажирскую инфраструктуру. Планируем в этом году открыть восемь железнодорожных объектов — новых и реконструированных городских вокзалов и дополнительных вестибюлей на существующих станциях, которые сделают МЦД еще удобнее для пассажиров», — написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

Источник: телеграм-канал Сергея Собянина @mos_sobyanin

Основные этапы реализации проекта

В 2017 году благоустроили площадь Тверская Застава. Специалисты восстановили исторический сквер, куда вернули памятник Максиму Горькому, и построили разворотное кольцо для трамваев. Этим видом транспорта здесь пользуются 1,5 тысячи пассажиров в сутки.

В 2019 году открыли новый терминал для экспрессов и пригородных поездов Москва — Усово. Это позволило освободить транзитные пути для запуска движения по МЦД-1 «Белорусско-Савеловский».

С 2021 по 2024 год шла масштабная реконструкция пассажирской инфраструктуры Белорусского вокзала. При этом поезда продолжали ходить — по измененному расписанию и за счет организации реверсивного движения.

Основные работы завершились в сентябре 2023 года к открытию МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». В частности, была проведена реконструкция трех пассажирских платформ, на которых установили навесы и автоматы по продаже билетов.

Последним этапом реконструкции инфраструктуры Белорусского вокзала стало завершение работ в пассажирском вестибюле.

Общая площадь новой пассажирской инфраструктуры, включая подземный пешеходный переход, а также интеграционный и северный вестибюли, составляет 1,6 тысячи квадратных метров.

 

Вестибюль построили на месте старого турникетного павильона, пропускная способность которого не соответствовала возросшему пассажиропотоку МЦД-1 и МЦД-4. Здесь установили 17 турникетов, что позволит пассажирам даже в часы пик не стоять в очереди.

Подземный переход связал все три платформы. Спуски и подъемы оборудовали лифтами и эскалаторами, а также понятной навигацией, с помощью которой пассажиры смогут без труда найти выход к поездам МЦД-1, МЦД-4 и аэроэкспрессам.

Теперь сделать пересадку с МЦД-1 на МЦД-4 можно в три раза быстрее и не выходя на улицу.

Кроме того, сократился путь от МЦД до метро. Раньше, чтобы попасть на станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии, нужно было пройти через вокзал или через арку, огибая здание. Теперь выйти к метро можно прямо с платформы МЦД-4, минуя зону досмотра.

В рамках проекта также восстановили исторический сход на платформы с Тверского путепровода. По нему можно выйти на Ленинградский проспект и 1-ю Тверскую-Ямскую улицу.

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Олега Тони, реконструкция Белорусского вокзала продолжается. Все работы выполняются без остановки движения транспорта.

«Пассажиры уже привыкли к уровню комфорта — он такой же, как и везде на объектах Центрального транспортного узла», — рассказал Олег Тони.

Обновленная инфраструктура Белорусского вокзала имеет необходимый запас пропускной способности. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток увеличится на 10 процентов и превысит 143 тысячи человек в сутки.

Планы по развитию пассажирской инфраструктуры МЦД на 2024 год

В соответствии с планом-графиком развития инфраструктуры Центрального транспортного узла, утвержденным Мэром Москвы Сергеем Собяниным и генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым, в 2024 году планируется завершить строительство и реконструкцию восьми объектов пассажирской инфраструктуры, среди которых:

— новый московский городской вокзал Митьково МЦД-3;

— реконструированный московский городской вокзал Щербинка МЦД-2;

— новый вестибюль на Белорусском вокзале, который обеспечит интеграцию МЦД-1 с МЦД-4 (работы завершены 6 февраля 2024 года);

— северный вестибюль станции Тестовская МЦД-4 (с выходом к Мукомольному проезду и району Большого Сити);

— уникальное пролетное строение, которое завершит интеграцию станции Кутузовская МЦД-4 с метрополитеном;

— новый вестибюль станции Деловой центр, который обеспечит интеграцию МЦК с МЦД-4;

— южный вестибюль московского городского вокзала Лианозово МЦД-1;

— дополнительный вестибюль (надземный переход через улицу Ленина) в составе московского городского вокзала Зеленоград — Крюково МЦД-3.

Инфраструктурой этих объектов каждый день будут пользоваться более 250 тысяч жителей Москвы и Московской области.

МЦД — современное наземное метро

Движение по первым двум Московским центральным диаметрам открыли 21 ноября 2019 года. Церемония открытия прошла с участием Президента Российской Федерации Владимира Путина на Белорусском вокзале.

Сегодня сеть МЦД состоит из четырех диаметров. В совокупности это 303 километра и 136 станций, в том числе 49 московских городских вокзалов (с учетом московского городского вокзала Белорусская).

Пассажиров перевозят 398 поездов. 78 процентов из них — современный подвижной состав. Так, на МЦД-1 и МЦД-2 он обновлен полностью, на МЦД-3 — на 70 процентов, на МЦД-4 — на 53 процента.

Поезда ходят с интервалом пять — семь минут в часы пик. Ежедневно пассажиры совершают до 1,3 миллиона поездок (270 тысяч — по МЦД-1, 350 тысяч — по МЦД-2, 400 тысяч — по МЦД-3, 230 тысяч — по МЦД-4).

С момента запуска по МЦД было совершено более 725 миллионов поездок.

МЦД-1: 52 километра и 270 тысяч поездок каждый день

Протяженность МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» — 52 километра. Там располагается 25 остановочных пунктов, включая 10 московских городских вокзалов. Конечные станции — Одинцово и Лобня.

Каждый день пассажиры совершают в среднем 270 тысяч поездок. 100 процентов подвижного состава обновлено.

Открытие МЦД-1 улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. Столица стала ближе для жителей Лобни, Долгопрудного, Одинцова и других населенных пунктов Подмосковья.

Благодаря МЦД-1 снизилась нагрузка на северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии метро, западный участок Арбатско-Покровской, северо-западный участок Таганско-Краснопресненской и Филевскую линию.

МЦД-4: 86 километров и 230 тысяч поездок каждый день

МЦД-4 «Калужско-Нижегородский» — самый протяженный, его длина составляет 86 километров. На диаметре находится 36 остановочных пунктов, включая 25 московских городских вокзалов с учетом Белорусской. Конечные станции — Апрелевка и Железнодорожная. Каждый день по МЦД-4 совершают 230 тысяч поездок.

МЦД-4 объединил разрозненные Калужское и Нижегородское направления Московской железной дороги в сквозной маршрут, который проходит через столицу с запада на восток и связывает семь центральных железнодорожных вокзалов: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский.

Открытие МЦД-4 позволило создать более комфортные условия для пассажиров. Например, количество мест в вагонах увеличилось в 1,7 раза. Даже в часы пик в поездах стало просторнее. Составы могут перевозить два миллиона пассажиров в сутки (ранее — 1,2 миллиона). Интервал движения составляет всего 5,5 минуты в часы пик, при этом дневные перерывы отменены. Стоимость проезда снизилась в три раза.

Появились также новые маршруты и варианты поездок по Москве, в том числе до Площади Трех Вокзалов, Марьиной Рощи, Савеловской, Белорусской, Тестовской и других пересадочных станций. Улучшилась транспортная доступность парка Победы, Мещерского парка, лесопарка «Кусково», парка Олимпийской Деревни и многих других популярных мест.

МЦД-4 лидирует среди других линий наземного метро по числу станций — 25, соответствующих новому стандарту московского транспорта. Среди них — все станции Калужского направления Московской железной дороги.

Кроме того, благодаря МЦД-4 пассажирам стало легче добираться до столичных аэропортов. Эту линию интегрировали с двумя направлениями аэроэкспресса — в аэропорты Шереметьево (пересадка на Белорусской и Савеловской) и Внуково (пересадка на Аминьевской). На Калужском направлении построили два дополнительных пути, поэтому время в дороге на аэроэкспрессе до аэропорта Внуково от Киевского вокзала сократилось до 33 минут (вместо 35–40), а от Аминьевской — до 23 минут (вместо 25–30).

В целом МЦД-4 улучшил транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. До столицы стало удобнее добираться жителям подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного (Балашиха) и других населенных пунктов, которые находятся поблизости.

Кроме того, удалось разгрузить участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской и других линий московского метро. Это же можно сказать о вылетных магистралях (Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов).

Подробнее о Московских центральных диаметрах