Здравоохранение

Сергей Собянин открыл флагманский центр ГКБ № 15 имени О.М. Филатова

Сергей Собянин открыл флагманский центр ГКБ № 15 имени О.М. Филатова
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Корпус рассчитан на прием до 200 неотложных пациентов в день, которые смогут получить полный комплекс необходимой помощи в течение первых суток.

Открылся флагманский центр городской клинической больницы (ГКБ) № 15 имени О.М. Филатова на Вешняковской улице. Он стал третьим в Москве центром неотложной помощи нового формата.

«В Филатовской больнице открывается новый флагманский центр. По сути, это новое высокотехнологичное сердце вашей знаменитой клиники, одной из лучших в Москве. С учетом открытия этого центра у вас появляются самые новые диагностические возможности, самые современные операционные и, конечно, внимание, которым окружают пациента с первых минут его пребывания в вашей клинике, возможность оказания качественной помощи. Я надеюсь, что и для вас это такая комфортная среда, во-первых, а во-вторых, есть все возможности для применения ваших знаний и талантов», — отметил Сергей Собянин, обращаясь к сотрудникам ГКБ № 15 имени О.М. Филатова.

Флагманский центр больницы имени О.М. Филатова

Строительство четырехэтажного корпуса флагманского центра городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова началось в июне 2020 года и завершилось в августе 2023-го. Его площадь — 15 тысяч квадратных метров.

Корпус рассчитан на прием до 200 неотложных пациентов в день, которые могут получить полный комплекс необходимой помощи, включая диагностику, оперативное вмешательство и интенсивную терапию в течение первых суток. Затем в зависимости от состояния их либо выпишут домой, либо переведут в профильные отделения больницы для продолжения лечения, либо дадут рекомендации и направят на амбулаторное лечение. В центре девять операционных, в том числе уникальная гибридная операционная с ангиографией.

Приемное отделение флагманского центра разместилось на первом этаже, медики здесь работают по принципу «триаж» (в переводе с французского языка это означает сортировку, отбор). Поступающим пациентам присваивают статус в зависимости от степени тяжести заболевания: красная пометка говорит о том, что человеку требуются реанимационные действия или экстренная операция, желтая — необходимо срочное оказание помощи, зеленая — угрозы для жизни нет.

Пациентов с красной категорией немедленно направляют на экстренную диагностику или в операционную для проведения хирургического вмешательства.

Пациентам с желтой и зеленой пометками медпомощь будут оказывать по принципу «врач — к пациенту». После максимально быстрого оформления в приемном отделении пострадавшего кладут на койку, все дальнейшие осмотры и большинство процедур выполнят непосредственно у кровати больного.

Медики на месте проводят комплексную диагностику, берут анализы, делают перевязки или снимают электрокардиограмму. Для сложных диагностических исследований, например КТ или МРТ, а также для проведения операции пациентов перевозят в соседнее помещение под наблюдением медицинского персонала.

Для поступивших с подозрением на инфекционные заболевания предусмотрены изоляционно-диагностические боксы.

На первом этаже также находятся диагностический блок с КТ- и рентген-кабинетами, лабораториями УЗИ и функциональной диагностики, малая операционная, перевязочная и гипсовая. Благодаря этому время транспортировки пациентов внутри корпуса значительно сокращается.

На втором этаже оборудовали малую операционную, эндоскопическое отделение, блок лабораторных исследований и второй диагностический блок, где есть кабинеты КТ, УЗИ и рентгена. Здесь же будет работать региональный сосудистый центр, оснащенный самым современным оборудованием. Это позволит сократить время оказания помощи при серьезных травмах сосудов — инфарктах и инсультах.

На третьем этаже работает шесть операционных, в том числе гибридная с ангиографией, а также отделение интенсивной терапии.

Палатно-диагностическое отделение на 30 коек находится на четвертом этаже.

Новый корпус ГКБ № 15 имени О.М. Филатова оснастили современным оборудованием, куда входят магнитно-резонансный и два компьютерных томографа, два рентген-комплекса, две ангиографические установки, четыре рентген-установки типа «C-дуга», 13 УЗИ-аппаратов, эндоскопическая и лабораторная техника. Установленные компьютеры подключены к единой медицинской информационно-аналитической системе. Здание оснастили системами вызова персонала, противопожарной сигнализации, видеонаблюдения, вентиляции и кондиционирования.

Во флагманском центре внедрили принципы «цифровой клиники» — медицинская документация ведется в электронном виде. Это обеспечивает совместный круглосуточный онлайн-доступ специалистов к медицинским данным пациентов, в том числе через мобильные устройства — планшеты врачей и медсестер. Автоматизация медицинских процессов помогает сфокусировать внимание врача на пациенте, так как медику больше не требуется тратить время на заполнение бумажной документации.

Создана комфортная среда для родных и близких пациентов. Провести время в ожидании завершения операции можно в специальных семейных комнатах.

Центр может принимать пациентов, доставленных санитарной авиацией: на территории больницы организовали вертолетную площадку.

Кареты скорой помощи могут подъехать к корпусу по одностороннему проезду. Для перемещения пациентов из машины в приемный покой оборудовали отапливаемый тамбур. Кроме того, предусмотрены места для временной стоянки машин скорой помощи и ожидания бригады после оформления пациента.

Территорию возле здания благоустроили.

2–3 сентября для москвичей провели открытые экскурсии по новому флагманскому центру. Все желающие могли поучаствовать в процессе «триажа» приемного отделения, зайти в операционную, осмотреть современное оборудование, заглянуть в машину скорой помощи и увидеть медицинский вертолет. За два дня экскурсии посетили более 11 тысяч человек.

Первых пациентов флагманский центр ГКБ № 15 имени О.М. Филатова принял 5 сентября 2023 года.

Новый стандарт экстренной помощи

Строительство флагманских центров при городских больницах — ключевой элемент программы повышения оперативности и качества медицинской помощи пациентам, состояние которых требует экстренного вмешательства.

Флагманские центры появятся в шести городских стационарах. В центре города находятся Научно-исследовательский институт (НИИ) скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, городская клиническая больница имени С.П. Боткина и городская клиническая больница № 1 имени Н.И. Пирогова. Еще три расположены в округах: городская клиническая больница № 15 имени О.М. Филатова — на востоке, городская клиническая больница имени В.М. Буянова — на юге и городская клиническая больница имени В.В. Вересаева — на севере столицы. Всего появится более 600 современных коек для оказания экстренной помощи, значительная часть из них стала доступна в 2023 году.

Пациентов уже принимают флагманские центры при ГКБ имени В.В. Вересаева, НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и ГКБ имени О.М. Филатова.

Больницы для размещения флагманских центров выбрали так, чтобы максимально сократить время доставки экстренных пациентов из любого района Москвы.

На территории больниц, где возводят флагманские центры, уже имеются или будут построены в ближайшее время вертолетные площадки для посадки санитарного авиатранспорта.

Каждый центр — это полноценная больница с приемным отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц самого современного оборудования. Пациенты будут проводить в них не более 24 часов. Здесь их обследуют, поставят диагноз, окажут первую помощь и при необходимости прооперируют. А затем в зависимости от состояния либо переведут в профильное отделение, либо выпишут домой.

По расчетам специалистов, новые центры позволят оказывать эффективную и своевременную помощь более чем 500 тысячам человек в год (или каждому второму экстренному пациенту).

Флагманские центры строят по индивидуальным проектам, учитывающим сложившийся архитектурный облик больниц. При этом оказание экстренной помощи в них будет организовано по единым современным стандартам.

В рамках второго этапа модернизации экстренной помощи в 11 городских больницах будет проведена реконструкция приемных отделений. Среди них — ГКБ имени М.П. Кончаловского, ГКБ № 13, ГКБ № 24, ГКБ № 29 имени Н.Э. Баумана, ГКБ имени М.Е. Жадкевича, ГКБ имени Ф.И. Иноземцева, а также детская городская клиническая больница (ДГКБ) имени З.А. Башляевой, Морозовская ДГКБ, НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, ДГКБ имени О.М. Филатова, ДГКБ № 9 имени Г.Н. Сперанского.

Еще в некоторых больницах новый стандарт внедрят на базе существующей инфраструктуры. Речь идет о Московском многопрофильном клиническом центре «Коммунарка», ГКБ имени С.С. Юдина, ГКБ № 67 имени Л.А. Ворохобова, ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, ГКБ имени И.В. Давыдовского, ГКБ № 31 имени Г.М. Савельевой.

В результате строительства флагманских центров и трансформации существующих приемных отделений новый стандарт охватит около 85 процентов случаев оказания экстренной медицинской помощи, что станет важнейшим шагом в повышении качества лечения москвичей.

Сергей Собянин: Приемные отделения городских больниц модернизируем по новому стандарту экстренной медпомощиВрачи флагманских центров больниц повысят квалификацию в области высокотехнологичных методов диагностики

Новый стандарт экстренной помощи предполагает общие принципы приема пациентов.

В его основе лежат единые медицинские алгоритмы диагностики. Практикующие врачи и профильные эксперты разработали 87 специальных алгоритмов, которые охватывают более 90 процентов случаев оказания экстренной помощи.

Алгоритмы касаются действий каждого медицинского работника скоропомощной бригады с момента доставки пациента в приемное отделение до начала экстренной операции, включая сроки и последовательность проведения диагностики и неотложных манипуляций.

Использование единых алгоритмов позволит медработникам максимально быстро включаться в работу любой скоропомощной бригады.

Медицинских работников флагманских центров отличают высокий профессионализм и умение работать в команде. Они должны соответствовать максимально высоким требованиям.

Кроме того, стандарты обучения будут включать развитие и совершенствование навыков работы в команде, а также коммуникативных навыков по отношению к коллегам, пациентам и их родственникам. Взаимовыручка и поддержка — залог успешной работы каждой скоропомощной бригады.

Все центры оснащены оборудованием по единому стандарту. В корпуса поставят свыше 10 тысяч единиц новейшей медицинской техники, включая КТ, МРТ, ангиографы, гибридные комплексы для операционных, УЗИ экспертного класса, навигационные системы, эндоскопическое и лабораторное оборудование, оборудование для отделения реанимации и интенсивной терапии.

В центрах оснастят около 60 высокотехнологичных операционных, часть из которых — уникальные гибридные — не имеют аналогов в России. Возможности для проведения сложнейших травматологических, хирургических, нейро- и кардиохирургических вмешательств вырастут в несколько раз.

Современные стандарты организации медицинской помощи включают маршрутизацию пациентов по принципу «триаж». Пациентов разделяют на три потока: красному требуется немедленная помощь, желтому необходима срочная помощь, у зеленого угрозы для жизни нет.

Больных красной категории будут без промедления доставлять в реанимацию или на операционный стол. Пациентам желтой и зеленой категорий помощь будет оказана по принципу «врач — к пациенту». После максимально быстрого оформления в приемном отделении больного кладут на койку, и все дальнейшие осмотры и процедуры проводятся непосредственно у кровати. На месте проведут комплексную диагностику, возьмут анализы, сделают перевязку или снимут электрокардиограмму.

Для проведения сложных диагностических исследований, например КТ, МРТ, или операции пациента перевезут в соседнее помещение под наблюдением медицинского персонала.

Организация помощи по принципу «врач — к пациенту» прошла апробацию в приемных отделениях ряда городских больниц и показала очень хорошие результаты. Самостоятельное хождение пациентов по кабинетам и тем более ожидание под дверью, как это часто происходило раньше, будет полностью исключено.

Удобная и интуитивно понятная система навигации поможет легко сориентироваться бригадам скорой помощи, пациентам, их родственникам и персоналу.

Новый стандарт экстренной медицинской помощи включает передовые цифровые решения. Медики станут работать в безбумажной среде. Врачи будут получать доступ к медицинским данным о состоянии пациентов в электронном виде еще до прибытия машины скорой помощи.

Для принятия клинических решений можно будет воспользоваться цифровым помощником врача — системой, действующей на основе технологий искусственного интеллекта. Сервис поможет на основании данных скорой помощи, протоколов осмотра, лабораторных и инструментальных исследований, проведенных в приемном отделении, точно поставить диагноз пациенту еще в приемном отделении, в целях дальнейшей его маршрутизации в профильное отделение для лечения.

В сложных случаях к услугам врачей будет телемедицинский консилиум с участием ведущих специалистов-реаниматологов, который организует центр критических состояний Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. Для получения консультации врач, находящийся рядом с пациентом, надевает специальный шлем (очки) дополненной реальности, создающий эффект присутствия. Консультанты видят пациента как бы своими глазами и могут дистанционно оказать помощь коллегам. Эти технологии также прошли апробацию в системе здравоохранения Москвы, в том числе в ковидных госпиталях во время недавней пандемии.

В центре внимания находится пациент. Экстренная госпитализация на скорой — огромный стресс для пациента и его близких. Поэтому снижение уровня боли, тревоги и страха так же важно для скорейшего выздоровления, как и квалифицированная помощь врачей.

На всех этапах пребывания во флагманском центре пациенты будут получать обезболивание по самым современным протоколам.

Впервые в штате стационаров будут работать социальные координаторы — они возьмут на себя немедицинские функции, которые раньше ложились на плечи врачей и медсестер. Они займутся решением возникших проблем пациента, например заберут детей из школы или дозвонятся родным на работу. К тому же координаторы помогут собрать необходимую информацию о пациенте (место жительства, телефоны родственников) и определиться, нужна ли будет социальная поддержка после выписки. В первую очередь это требуется бездомным, одиноким, пожилым, инвалидам, многодетным, матерям-одиночкам, иностранцам и другим социально уязвимым категориям пациентов. При необходимости информацию о них передадут в Центр социальной адаптации имени Е.П. Глинки, Пенсионный фонд, органы соцзащиты, посольства иностранных государств и другие ведомства и службы, которые должны решать проблемы этих людей.

 

Социальные координаторы могут вызвать такси в день выписки из стационара, а также оказать моральную поддержку в наиболее сложных психотравмирующих ситуациях, с которыми сталкиваются пациент и его близкие. Если этого будет недостаточно, то на помощь придут профессиональные психологи — специалисты социальной службы в больницах.

Кроме того, многие немедицинские вопросы возьмут на себя сотрудники центров госуслуг. Они будут встречать пациентов и их родственников, осуществлять регистрацию и маршрутизацию, приглашать врача для оказания первичной консультации и принятия решения о госпитализации. Также они помогут пациентам в решении нестандартных ситуаций.

Во флагманских центрах создают комфортную атмосферу — это просторные, максимально открытые помещения, мягкое рассеянное освещение, спокойная цветовая гамма и озеленение территории. Каждый элемент дизайна призван сделать пребывание во флагманских центрах психологически комфортным. Насколько это, конечно, возможно для находящихся в стрессе людей.

Впервые в практике московского здравоохранения специальные условия будут созданы для близких и друзей пациентов: для них оборудуют комфортные комнаты ожидания, кабинеты психологической поддержки и кафе.

В любое время близкие смогут получить максимум информации о состоянии пациента, планируемых манипуляциях, перспективах выписки домой или перевода в другие отделения. Функции операторов специальных контакт-центров возьмут на себя сотрудники социальной защиты.

В результате новые флагманские центры станут центром маршрутизации пациентов, «сердцем» своих больниц. С открытием флагманских центров на новый уровень выйдет оказание не только экстренной, но и плановой медицинской помощи.

ГКБ № 15 имени О.М. Филатова — одна из лучших московских больниц

Городская клиническая больница № 15 имени О.М. Филатова была основана в 1981 году. Имя заслуженного врача Российской Федерации хирурга-травматолога Олега Михайловича Филатова присвоили учреждению в 2003 году. Он проработал в больнице почти 20 лет — с момента открытия он был заведующим третьим травматологическим отделением, а с 1986 года — главным врачом.

Сегодня в состав ГКБ № 15 имени О.М. Филатова входят многопрофильный стационар с реанимационными отделениями, два родильных дома с женскими консультациями, диагностическая служба, консультативно-диагностический центр, а также стационары кратковременного пребывания и дневные стационары.

Лечебные отделения больницы занимают пять корпусов общей площадью 112,8 тысячи квадратных метров.

Пациенты получают экстренную и плановую специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь по 15 профилям. Среди них кардиология, кардиохирургия, сосудистая хирургия, хирургия, урология, колопроктология, неврология, нейрохирургия, травматология, акушерство, гинекология, неонатология, терапия, микрохирургия глаза, паллиативная помощь.

Мощность стационара — свыше 1,4 тысячи коек, в том числе реанимационных, стационаров кратковременного пребывания и дневного.

В больнице работают 3246 человек, из них 946 врачей и 1382 сотрудника среднего медперсонала. В их числе — 28 докторов и 129 кандидатов медицинских наук. 29 специалистам присвоен статус «московский врач», пяти медсестрам — статус «московская медицинская сестра».

В 2022 году в больнице получили лечение 79 тысяч человек. Были прооперированы 47,6 тысячи человек. Высокотехнологичную медицинскую помощь получили 3,6 тысячи человек.

С начала 2023 года лечение прошли 52,5 тысячи человек, прооперированы 31,7 тысячи пациентов, высокотехнологичную помощь получили 2,3 тысячи больных.

В числе уникальных подразделений больницы:

— один из крупнейших в Москве региональных сосудистых центров, открытый в 2011 году. В 2022-м здесь пролечили 12,8 тысячи пациентов, а с начала 2023 года — 9,8 тысячи человек;

— Московский глаукомный центр, который открылся в 1995 году на базе офтальмологического отделения лазерной микрохирургии глаза совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова. В 2022 году лечение получили 14,8 тысячи пациентов, с начала 2023 года — 9,3 тысячи человек;

— центр специализированной помощи беременным с патологией органов зрения и заболеваниями сердца и сосудов мозга, открытый в 2012 году. В 2022 году помощь получили 3,8 тысячи человек, с начала 2023 года — 7,1 тысячи пациенток.

Больница имеет статус университетской клиники, на ее базе функционирует 13 кафедр ведущих медицинских вузов Москвы.

Сергей Собянин: Установили оборудование в уникальной операционной флагманского центра больницы № 15 имени О.М. ФилатоваТысячи спасенных жизней — Сергей Собянин рассказал о первых результатах работы флагманских центров больниц