Образование

Сергей Собянин рассказал о новинках московского образования

Сергей Собянин рассказал о новинках московского образования
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
В новом учебном году откроют три новых направления предпрофессиональных классов, в проект «МЭШ» добавят полезные разделы для учителей и школьников, а во всех образовательных учреждениях столицы появится беспроводной интернет.

Московская школа всегда должна быть лучшей в воспитании, в образовании и в новых технологиях, несмотря на сложности, отметил Сергей Собянин, выступая на традиционном открытом августовском педагогическом совете. По его словам, Правительство Москвы будет все делать для того, чтобы московская школа была современной, интересной и удобной для работы.

«Наша главная задача — обеспечить качество образования, контроль за качеством образования и помощь в работе педагогов. Родители должны знать, что происходит в реальной жизни с навыками, знаниями их детей. Это очень важно», — подчеркнул Мэр Москвы.

Сергей Собянин поздравил педагогов и школьников с наступающим Днем знаний и остановился на основных задачах, стоящих перед московским образованием в наступающем 2022/2023 учебном году. Среди них:

— улучшение внеклассной работы со школьниками, целью которой является успешная социализация подрастающего поколения в современном обществе и воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу и стране;

— улучшение качества и результатов подготовки к сдаче единого государственного экзамена в каждой школе;

— развитие предпрофессионального образования и более углубленное изучение предметов, чтобы в каждой школе учащиеся могли выбрать специализацию в соответствии со своими интересами и сделать осознанный выбор будущей профессии;

— повышение качества образования за счет большего внимания к основной школе, внедрение и развитие диагностик как важного инструмента для выявления пробелов и углубленного изучения;

— продолжение цифровой трансформации московского образования — дальнейшее развитие проекта «Московская электронная школа» («МЭШ») и плановая замена ноутбуков учителей на новые современные модели.

Успехи столичного образования

В 2021/2022 учебном году единый государственный экзамен сдавали 69 тысяч выпускников московских школ. Около 36,7 процента из них набрали 220 баллов и выше по трем предметам, что является отличным результатом (в 2011-м — 13,3 процента). Наиболее высокие результаты по четырем предметам ЕГЭ — 396 баллов — получила выпускница школы в поселении Киевский.

Выпускники с высокобалльными результатами ЕГЭ есть в каждом районе Москвы, а это значит, что где бы ни жили москвичи, они могут найти для своего ребенка хорошую школу недалеко от дома.

Ребята из 230 школ столицы (более трети всех школ города) получили 1317 дипломов победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников — половину от общего числа. Это более чем на треть превышает показатели 2019 года. Каждый восьмой одиннадцатиклассник награжден московской медалью «За особые успехи в обучении». За девять лет их число выросло более чем в 2,5 раза.

На международных олимпиадах москвичи завоевали 17 золотых, 14 серебряных и восемь бронзовых медалей, всего на счету московских школьников 39 наград. Еще 10 лет назад успехи москвичей на международном уровне были редкими. Сегодня москвичи — основа национальной команды. За последние три года больше половины всех наград российской сборной и золотых медалей — на счету школьников столицы.

По последним международным исследованиям, Москва занимает от второго до шестого места в мире по качеству образования среди городов всех стран Организации экономического сотрудничества и развития и ведущих мегаполисов, заметил Мэр Москвы.

«Это говорит о том, что уровень очень высокий, по исследованиям PISA, TIMSS, Москва занимает второе-третье место по качеству обучения математике, физике и другим точным наукам», — добавил Сергей Собянин.

Рекорды образования и приятные вызовы

В 2022/2023 учебном году в детских садах и школах Москвы будут обучаться свыше 1,6 миллиона детей — на 500 тысяч больше, чем 2010-м, — рекорд в истории московского образования.

«На полмиллиона детей за последние годы в системе московского образования стало больше. Конечно, это новые вызовы, новые задачи. Но это приятные вызовы и приятные задачи. Впервые больше 119 тысяч первоклассников придет в наши школы, такого еще никогда не было. И это, конечно, во многом результат демографических изменений, которые происходят в Москве. Количество рождений, число многодетных семей увеличилось просто в разы», — отметил Мэр Москвы.

В дошкольные группы (детские сады) пойдут 426 тысяч малышей. Местами в них обеспечены все нуждающиеся московские дети в возрасте от двух лет четырех месяцев до семи лет, в большинстве районов — начиная с двух лет двух месяцев.

В школы зачислено 1,08 миллиона детей, в том числе 119 тысяч первоклассников, что также является рекордным показателем. В колледжах будут обучаться 89,9 тысячи студентов.

К новому учебному году подготовлено 585 детских садов, школ, колледжей и учреждений дополнительного образования, подведомственных городскому Департаменту образования и науки. Своих первых учеников в новом учебном году в Москве примет 28 новых образовательных учреждений, в их числе 10 зданий школ, 17 зданий детских садов и одно здание школы с дошкольным отделением.

Этим летом провели текущий ремонт в более чем 1,2 тысячи зданий школ и дошкольных групп, привели в порядок 200 территорий образовательных организаций. Важной особенностью программы благоустройства этого года стало улучшение уличного освещения. В школьных дворах установили более 3,3 тысячи новых фонарей, что позволит местным жителям активнее использовать их территории в вечернее время для отдыха и занятий спортом.

Перед открытием в учреждениях образования прошла генеральная уборка помещений с использованием дезинфицирующих средств, а также санитарная обработка территории. В школах и колледжах продолжится строгое соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований: обеззараживание воздуха безопасными для здоровья бактерицидными лампами закрытого типа, бесконтактная термометрия на входе в здание, использование антисептиков.

«За последние годы мы построили около 500 учреждений образования. А к учебному году мы с вами подготовили около пяти тысяч зданий — это огромные объемы. И я надеюсь, что 1 сентября все детишки получат уже подготовленные школы — с оборудованием, с учебными пособиями, завершенным ремонтом», — сказал Мэр Москвы.

С 2011 года в Москве построили 490 зданий образовательных учреждений, в их числе 348 детских садов и 142 школы. Из общего числа новых детских садов и школ 283 объекта возвели за счет городского бюджета, 207 — благодаря инвесторам.

В планах на 2022–2024 годы — строительство еще почти 180 зданий школ и детских садов.

Обновление оборудования и независимая диагностика

В 2022/2023 учебном году город проведет плановую замену ноутбуков всех московских учителей, включая педагогов начальных классов. Старые ноутбуки школы смогут использовать в учебном процессе по своему усмотрению.

Сергей Собянин рассказал, что с этого года во всех образовательных учреждениях столицы (включая начальную школу) будет WI-FI. Кроме того, будет продолжена плановая замена моноблоков в компьютерных классах.

Развитие получит проект независимой диагностики в основной школе, так как именно с пятого класса закладываются базовые знания и навыки, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. Впервые этот метод апробировали в 2021 году в шестых классах, а в 2022-м независимую диагностику знаний ввели с пятого по восьмой класс. В прошлом учебном году в компьютерном формате проведено 13 диаг­ностик по основным предметам средней школы для более чем 400 тысяч учащихся. Независимая диагностика проходит в присутствии наблюдателей, с приме­нением технологий видеонаблюдения, которые обеспечивают объективность, и минимальными ресурсными затратами — компьютерным тестированием и системой внешнего наблюдения.

Этот метод оценки уровня знаний позволяет оценивать каждую школу и ученика, видеть динамику развития каждого ребенка и формировать объективную картину. Независимая диагностика — не система контроля, а инструмент помощи, выявления дополнительных потребностей для учителей при разработке учебных программ.

Новые стандарты образования

В новом учебном году учащиеся первых и пятых классов переходят на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. В целях подготовки к их введению разработаны рабочие программы по всем учебным предметам для начального и среднего общего образования.

«Подготовлены более 20 тысяч педагогов, которые будут заниматься по новой программе. Это, конечно, новые задачи, с одной стороны. С другой стороны, это, несомненно, улучшение качества образования», — подчеркнул Мэр Москвы.

В новом учебном году также будут реализованы пилотные проекты новых образовательных вертикалей, целью которых является ранняя профориентационная подготовка.

Больше предпрофессиональных классов и новые направления

С 1 сентября начнут работу четыре вертикали: ИТ, естественно-научная и лингвистическая — для седьмых — девятых классов, спортивная — для пятых — девятых классов. Продолжит свое развитие и предпрофессиональное образование.

«В этом году произошел значительный прорыв: всего около 500 предпрофессиональных классов было создано дополнительно.  Среди новых классов — такие как космические, авиастроительные. Кажется, это экзотика, но на самом деле Москва является ядром авиастроительной отрасли, космонавтики. Работают десятки московских предприятий, и они ждут выпускников вузов, колледжей, а начало этой работы, конечно, закладывается в школах», — заметил Сергей Собянин.

В новом учебном году увеличится число школ с предпрофессиональными классами:

— инженерные классы будут открыты в 222 школах (на 70 школ больше, чем годом ранее);

— медицинские классы — в 136 школах (на 39 школ больше);

— ИТ-классы — в 125 школах (на 50 школ больше);

— педагогические классы — в 112 школах (на 65 школ больше);

— академические классы — в 59 школах (на 20 школ больше);

— медиаклассы — в 155 школах (в 2,3 раза больше);

— предпринимательские классы — в 141 школе (более чем в три раза больше);

— кадетские классы — в 254 школах.

Кроме того, откроют три новых направления предпрофессиональных классов.

Спортивные классы появятся в восьми школах. Партнеры — Российский университет спорта, Московский университет спорта и туризма, спортивные федерации. Помимо посещения дополнительных спортивных занятий, обучающиеся будут углубленно изучать биологию и русский язык.

В 29 школах откроют космические классы. Среди партнеров — Роскосмос и ведущие вузы столицы. Школьники будут углубленно изучать физику, математику и информатику, осваивать практико-ориентированные элективные курсы и прикладные курсы внеурочной деятельности, связанные с современными направлениями развития космической отрасли.

Авиастроительные классы заработают в девяти школах. Партнеры — Московский авиационный институт и Ростех. Там будет сделан упор на основательное изучение физики, математики и информатики, осваивание элективных и прикладных курсов внеурочной деятельности, связанные с современными направлениями развития авиастроительной отрасли.

Новшества в «МЭШ»

У учителей появится мобильное приложение «Журнал “МЭШ”». Педагоги получат доступ к основным функциям электронного журнала прямо со смартфона: можно будет оперативно вносить данные об успеваемости и комментарии к оценкам, просматривать расписание, давать домашние задания.

«Московская электронная школа» — важный ресурс и, возможно, самый мощный в мире, сказал Мэр Москвы.

«С этого года он будет работать на отечественной операционной системе, на отечественном программном обеспечении, которые разработали московские специалисты. Это наша собственная платформа, которая не зависит от импортных компонентов. Это важное событие, которое позволяет нам более уверенно смотреть дальше на развитие этой системы — более защищенной, устойчивой и независимой», — добавил Сергей Собянин.

Ряд важных обновлений произойдет в портфолио ученика. В разделе «Учеба» добавили вкладку «Результаты», где можно увидеть полную картину по текущим результатам обучения по всем предметам и темам: среднюю оценку по предмету, оценку за каждую тему, общую динамику успеваемости. А в новом разделе «Диагностика» появилась возможность получать результаты независимой оценки уровня знаний, которая регулярно проводится в школах столицы. Общая картина освоения учебного материала позволит лучше понять сильные и слабые стороны подготовки ребенка и своевременно восполнить пробелы в знаниях.

В портфолио будет больше информации о достижениях школьников в творческой, культурной и спортивной сфере. Данные будут загружать учреждения столичных Департамента культуры и Департамента спорта.

Школьники и родители смогут просматривать и делиться этой информацией (отправлять в виде ссылки или PDF) при поступлении в различные учебные заведения и подаче заявок на участие в конкурсах, выставках, мероприятиях и соревнованиях.

 

Портфолио в «МЭШ» появится и у учителей. Здесь в электронном виде будут представлены все профессиональные достижения: опыт педагогический деятельности, квалификационные категории, награды, премии и звания. Сведения будут добавляться автоматически по мере появления в «МЭШ» новой информации о педагоге. Также педагоги могут самостоятельно добавлять информацию об участии в различных мероприятиях, конкурсах, проектах и сведения о наградах. Портфолио пригодится, например, при подаче заявок на профессиональные конкурсы.

Школьнику в новом учебном году проект «МЭШ» сможет рекомендовать кружки, секции и занятия, исходя из его интересов. Для этого ребенку нужно заполнить новый раздел портфолио — «Мой профиль». Это позволит открыть новые перспективы для личностного и профессионального роста.

Чтобы избавить родителей от лишней бумажной волокиты, в электронный формат переведут согласие на участие ребенка в выездных мероприятиях. Родители школьников смогут в электронном дневнике «МЭШ» видеть все выездные мероприятия, к участию в которых приглашен их ребенок, и передавать свое согласие в школу онлайн.

Появится возможность актуализировать в «МЭШ» данные паспорта, свидетельства о рождении, СНИЛС и контактную информацию.

Воспитательная работа в школах

Воспитательная работа должна строиться на лучших практиках прошлого и включать в себя современные подходы. Однако самое важное в этой работе — избежать формализма.

Вместе с другими российскими городами образовательные организации столицы приступили к реализации широкого перечня инициатив, направленных на укрепление гражданственности, патриотизма и чувства гордости за страну и город.

Так, с 1 сентября во всех школах и колледжах учебная неделя будет начинаться с торжественной церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнения государственного гимна. Таким образом, будет заложена новая традиция, формирующая у обучающихся чувство патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

С нового учебного года в школах и колледжах Москвы начнется цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», который позволит школьникам вместе со своими классными руководителями и наставниками обсуждать значимые вопросы в жизни страны и каждого гражданина. В библиотеке «Московской электронной школы» в помощь классным руководителям размещены сценарии, загружены видеоматериалы для проведения этих занятий, разработаны курсы повышения квалификации для классных руководителей, налажено взаимодействие с учреждениями культуры, для того чтобы эти разговоры стали действительно интересными и важными для учеников и студентов.

В июле 2022 года подписан Федеральный закон «О создании российского движения детей и молодежи». Возглавит наблюдательный совет движения Президент Российской Федерации Владимир Путин. Московская система образования имеет богатый опыт организации работы детских общественных объединений. Он позволит не только привлечь большое количество ребят, но и выстроить эффективное взаимодействие со всеми участниками движения.

Воспитание невозможно без досуговой и внеурочной работы с детьми. Сегодня столица стала огромным образовательным пространством, где каждый школьник найдет занятия по интересам. Площадками для получения новых знаний, умений и навыков стали не только школы и дворцы творчества, но и вузы, производственные предприятия, музеи, учреждения науки и спорта. В образовательных организациях Москвы работает более 500 театральных студий. В рамках реализации проекта «Школьный театр» планируется создание театральных объединений во всех московских школах. Они станут площадками для развития творческого потенциала детей и местами неформального общения и совместной деятельности школьников с родителями, педагогами и деятелями искусства.

Кроме того, за последние три года число кадет выросло почти в два раза (с 16,5 тысяч в 2019 году до 28 тысячи в 2022-м). Они обучаются в специализи­ро­ван­ных кадетских классах московских школ, где реализуется 20 направлений пред­профес­сиональной подготовки с возможностью дальнейшей проф­ориен­тации в ведущих вузах страны. В новом учебном году планируется дополни­тельно предоставить возможность каждому кадету-десятикласснику пройти обучение управлению автомобилем. Ежегодный торжественный парад кадет на Поклонной горе уже стал московской традицией.

За последние пять лет численность школьников столицы, состоящих в общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», выросла почти в три раза (с 20 тысяч в 2018 году до 59 тысяч в 2022-м).

Более чем в шесть раз выросло число участников Всероссийского детско-юношеского движения «Юнармия» (с пяти тысяч человек в 2017 году до 33 тысяч в 2022-м). Юных москвичей привлекает специализированная программа «Московский юнармеец», которая включает в себя интересные и полезные модули, среди них «Спасение и выживание в чрезвычайной ситуации», «Открытое небо», «Юнги “Юнармии”» и «Юный защитник Отечества».

Особое внимание уделяется сохранению исторической памяти. Чтобы каждый московский школьник смог посетить уникальные экспозиции Музея Победы «Подвиг народа» и «Битва за Москву», город полностью взял на себя оплату этих экскурсий для учащихся. Более 150 тысяч школьников посещают Музей Победы ежегодно.

Созданы условия для выполнения нормативов ГТО. По состоянию на 1 августа этого года, тестирование прошли более 800 тысяч ребят.