Экономика и предпринимательство

Московские компании поставляют свою продукцию в 167 стран мира — Сергей Собянин

Московские компании поставляют свою продукцию в 167 стран мира — Сергей Собянин
Поддержку им в продвижении на иностранных рынках оказывает Московский экспортный центр.

Товары московских производителей пользуются спросом за рубежом. На долю столицы приходится пятая часть компаний-экспортеров в стране. Они поставляют продукцию в 167 стран мира, среди которых Китай, Индия, Турция, Белоруссия, Казахстан и другие. Поддержку в продвижении на иностранных рынках городским промышленникам оказывает Московский экспортный центр (МЭЦ). Каких результатов организации удалось достичь за семь лет работы, Сергей Собянин рассказал в своем блоге.

За рубежом востребована продукция самых разных сфер — от легкой, пищевой и химической промышленности до кино и анимации, медицинских технологий и ИТ.

«Чтобы больше московских компаний могли успешнее развивать бизнес, выходить на экспорт и продвигать свои товары, семь лет назад мы создали Московский экспортный центр — единое окно поддержки экспортеров», — написал Мэр Москвы.

Выйти на зарубежные рынки

Инструментами МЭЦа уже воспользовались более 17 тысяч компаний. Свыше 1,5 тысячи предприятий вышли на рынки более чем 110 стран мира, а общая сумма заключенных экспортных контрактов превысила 108 миллиардов рублей.

«В последние годы перед нами стоит задача по поддержке переориентации поставок на дружественные рынки и установлению деловых связей на новых направлениях. И с этой задачей город успешно справляется. Экспортеры продолжают расширять присутствие на рынках дружественных стран: объем поддержанного экспорта вырос на 80 процентов за первое полугодие 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года», — отметил Сергей Собянин.

Высоких результатов удалось достичь во многом благодаря расширению мер поддержки экспортеров и разработке новых инструментов для выхода на зарубежные рынки.

Работа Московского экспортного центра включает три ключевых направления: обучение и развитие компетенций специалистов компаний; поддержку продвижения и продаж за рубежом; финансовые инструменты.

Сергей Собянин сообщил об увеличении объемов экспорта, поддержанного городомМосковский экспортный центр помогает столичным экспортерам выйти на рынок Китая

Школа экспортера и акселерационные программы

Важные знания и навыки в области экспорта столичные предприниматели могут получить в «Московской школе экспортера». На мастер-классах, семинарах и лекциях они изучают тонкости коммуникации с зарубежными партнерами, логистики, таможенного оформления и сертификации, а также маркетинга и делового этикета. За семь лет обучающие мероприятия центра посетили свыше 30 тысяч представителей городских компаний.

В «Московской школе экспортера» совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с 2021 года проводят «Час с торговым представителем Российской Федерации» и «Диалог с цифровым атташе». На этих мероприятиях предприниматели знакомятся с нюансами работы на зарубежных рынках и узнают о потенциально востребованных там продуктах и услугах. Встречи с торговыми представителями России уже прошли в 44 странах мира, включая Алжир, Марокко, Индонезию и Аргентину.

Выйти на внешние рынки быстрее столичным компаниям помогают также акселерационные программы центра, среди которых «Экспортеры 2.0», Moscow Fast Track, GoGlobal, MENA Accelerator. Это специализированные комплексы по интенсивной подготовке к экспортной работе. Здесь предприниматели учатся определять сильные стороны своей бизнес-модели, адаптировать продукт и команду, выстраивать маркетинговую стратегию и определять экспортные направления, где товары будут востребованы.

С 2019 года Московский экспортный центр организовал и софинансировал участие почти 700 компаний в 33 потоках акселерации. Выпускники программ заключили экспортные контракты на общую сумму более пяти миллиардов рублей.

Среди компаний, успешно освоивших зарубежные рынки, — «Интеллектуальные робот системы». Предприятие изготавливает робототехнические комплексы, промышленных роботов и другое высокотехнологичное оборудование для различных сфер промышленности. Участие в акселерационной программе «Экспортный форсаж» позволило производителю нарастить объем поставок за рубеж в 60 раз. Компания планирует расширять географию экспорта и выйти на рынки Африки, Азии и Тихоокеанского региона.

Укрепило свой потенциал ООО «Научно-промышленная компания “Техновотум”». Компания разрабатывает и производит высокоточное электронное оборудование неразрушающего контроля, которое позволяет оценить качество материала и наличие дефектов без разрушения или повреждения образца. Этот метод востребован, например, на железных дорогах. Специалисты предприятия приняли участие в акселераторе Tech Export to India, благодаря чему появились новые контакты с потенциальными партнерами и расширилась география продаж. С 2022 по 2023 год объем экспортной выручки вырос более чем на 30 процентов.

Разработать дорожные карты и найти партнеров: для столичных экспортеров создали новую программуДля поддержки предпринимателей в столице создали клуб экспортеров

Международные выставки и бизнес-миссии

МЭЦ реализует несколько системных мер поддержки, направленных на продвижение продукции столичных компаний.

«Немаловажным направлением работы центра остаются международные выставки и бизнес-миссии. Это отличный шанс продемонстрировать свой продукт, найти потенциальных партнеров и договориться о новых сделках. При этом мероприятия за рубежом, где будет организовано участие бизнеса, выбирают сами предприниматели — для этого МЭЦ проводит опрос, по результатам которого формирует план выездов на ближайшие три года», — рассказал Мэр Москвы.

За семь лет столичные предприниматели представили свою продукцию под единым брендом Made in Moscow на 200 международных миссиях в 56 странах. Сумма заключенных по итогам переговоров контрактов превысила 5,5 миллиарда рублей.

С 2021 года регулярно участвует в международных отраслевых выставках на стендах Made in Moscow компания TrueConf — ведущий российский разработчик и экспортер программных продуктов для корпоративных коммуникаций, видео-конференц-связи и совместной работы. Число скачиваний продуктов предприятия за рубежом в 2023 году увеличилось на 35 процентов по сравнению с 2022 годом. Решениями столичной компании пользуются индийская организация космических исследований, Министерство обороны Шри-Ланки, военно-морская академия Индонезии, Министерство транспорта и коммуникаций Мьянмы, полиция Непала и другие пользователи в разных странах мира.

Разработчик программ виртуальной реальности для обучения врачей и студентов медицинских вузов «Таргетта» при поддержке МЭЦа принял участие в нескольких международных выставках и бизнес-миссиях. В результате компания заключила контракты на поставку продукции в Бразилию, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Иран, Иорданию и Саудовскую Аравию.

Особое внимание уделяют экспорту решений креативных индустрий, в частности кинолент и анимационных фильмов. Участие в бизнес-миссии в Китае на выставке CICAF позволило «Союзмультфильму» договориться о поставке мультипликационных сериалов «Ну, погоди! Каникулы», «Тайны Медовой долины» и «Чуч-Мяуч» на рынок этой страны. А компания «Эмай энтертеймент» по итогам выставки Film Bazaar в 2023 году заключила договор о совместном производстве российско-индийского фильма «Алиса, намасте».

МЭЦ активно сотрудничает с Российским экспортным центром. Одна из новых совместных инициатив — организация фестивалей-ярмарок за рубежом. Так, в мае прошла пилотная ярмарка в рамках Российско-китайского Экспо в Харбине, в котором приняли участие семь столичных компаний. До конца 2024 года планируют организовать еще два подобных мероприятия — в Китае и ОАЭ.

«Разумеется, только участия в международных мероприятиях бывает недостаточно. Важно выстраивать постоянную коммуникацию с потенциальными зарубежными партнерами. Для этого год назад у экспортеров появилась возможность воспользоваться помощью представителей бизнеса Москвы за рубежом. Они помогают с поиском нужных контактов, лично сопровождают сделки и ускоряют выход компаний на экспорт. Сегодня амбассадоры работают в шести дружественных странах: Китае, Индии, Египте, ОАЭ, Вьетнаме и Малайзии. Инструментом поддержки воспользовались более 100 компаний, ряд из них уже заключили экспортные контракты более чем на 300 миллионов рублей», — написал Сергей Собянин.

Москва поможет компаниям в сфере высоких технологий выйти на рынки дружественных странИндия, Сербия, Филиппины: на каких международных маркетплейсах представят московские товары в этом году

Онлайн-продвижение и гранты

Все больше московских компаний выходят на международные маркетплейсы. Это позволяет в кратчайшие сроки в несколько раз увеличить число потенциальных покупателей и объемы продаж. МЭЦ помогает продвигать столичные бренды на онлайн-площадках и в ретейл-сетях за рубежом. Компании могут воспользоваться различными инструментами — от пошагового юридического до маркетингового сопровождения, а также помощью с поставкой первой партии товара.

Сегодня центр вывел на зарубежные маркетплейсы более 900 московских компаний. Так, предприятие «Гельтек-Медика» представило на торговых онлайн-площадках Китая профессиональную косметику своего производства, в частности средства для очищения и ухода за кожей.

Еще один эффективный инструмент Московского экспортного центра — система грантовой поддержки, в рамках которой предприятиям возмещают 10 процентов от суммы контракта с зарубежными партнерами. В 2024 году кешбэк удвоили для новых и активных экспортеров.

Получить компенсацию могут высокотехнологичные предприниматели и компании, занятые в сфере обрабатывающей промышленности. Средства можно направить на любые цели — от расширения производственных мощностей до покрытия затрат на логистику, а также на другие экспортные расходы.

Грантовой поддержкой воспользовался разработчик и производитель медицинских технологий и препаратов «Научный центр “Биоформ”». Средства выделили в рамках экспортных контрактов на поставку в Узбекистан и Азербайджан эндопротезов синовиальной жидкости, применяющихся при лечении артрозов. Компания направила грант на регистрацию и перерегистрацию продукции на рынках России и за рубежом.

С 2019 года экспортеры получили от города субсидии и гранты на общую сумму 1,8 миллиарда рублей. При этом объем заключенных ими экспортных контрактов превысил 57 миллиардов рублей.

Недавно появилась программа предэкспортного финансирования, ее реализуют совместно с тремя крупными российскими банками. Экспортеры могут получить в кредит до 100 миллионов рублей по льготной ставке в размере 11 процентов годовых (она рассчитывается по формуле: одна вторая ключевой ставки Банка России плюс два процентных пункта). Заем можно направить на пополнение оборотных средств, связанных с производством и поставкой высокотехнологичной продукции в рамках экспортного контракта. Срок субсидирования — два года.

По словам Сергея Собянина, поддержка экспорта и вывод на международные рынки высокотехнологичных решений — стратегический вектор политики Правительства Москвы. Бизнес не только получает возможность больше зарабатывать, но и учится у лидеров индустрий и совершенствует свои продукты. Город продолжит развивать меры поддержки московских предприятий, укреплять позиции на международной арене и внедрять новые инструменты помощи экспортерам.