Безопасность

Сергей Собянин: Московский метрополитен по праву считается одним из самых безопасных в мире

Сергей Собянин: Московский метрополитен по праву считается одним из самых безопасных в мире
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы, Евгений Самарин
Централизованная система позволит сотрудникам метро реагировать на нештатные ситуации в 10 раз быстрее, чем раньше.

Недалеко от строящейся станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии открылся Центр управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена. Он находится в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе.

«Московский метрополитен по праву считается одним из самых безопасных в мире. Тем не менее успокаиваться не стоит. Мы постоянно сталкиваемся с новыми вызовами, поэтому внедряем в метрополитене новые системы — это досмотровые зоны, установка видеокамер, создание интеллектуальной системы видеонаблюдения. Кроме того, это увеличение количества работников, которые обеспечивают охрану метрополитена. И вот сегодня мы запускаем центр безопасности, где эти технологии сведены воедино и увеличивают эффективность применения всех инструментов безопасности, скорость реагирования на те или иные нештатные ситуации», — сказал Сергей Собянин.

По его словам, комплексная работа по обеспечению безопасности, которая проводится в последние годы, привела к существенному снижению количества административных и уголовных преступлений в метрополитене.

«Мы анализировали статистику правонарушений на метрополитене за 2015–2016 годы, даже до введения этой системы, и увидели, что только когда мы поставили досмотровые зоны, у нас общее количество снизилось на 20 процентов», — отметил руководитель службы безопасности Московского метрополитена Андрей Кичигин.

Сведения в центр поступают с более чем 17 тысяч камер видеонаблюдения. Новая система безопасности позволяет сотрудникам столичного метрополитена реагировать на нештатные ситуации в 10 раз быстрее.

Диспетчеры центра имеют доступ к камерам видеонаблюдения на Московском центральном кольце.

«В этом здании, помимо центра безопасности, будет в ближайший год создан единый центр диспетчеризации всего метрополитена. Такого центра у метро сегодня нет», — добавил Мэр Москвы, подчеркнув, что это будет один из самых современных диспетчерских центров управления метрополитеном.

Видеонаблюдение и зоны досмотра

Правительство Москвы системно реализует комплексную программу обеспечения безопасности на транспорте. Она была разработана для исполнения требований федерального закона «О транспортной безопасности». Ключевой объект программы — Московский метрополитен, наиболее крупная транспортная система города.

За последние годы значительно увеличилось количество сотрудников, обеспечивающих безопасность московской подземки. Сейчас на станциях и в вестибюлях метро несут службу 10 567 сотрудников, в том числе 4605 работников самого метрополитена, 400 работников ГКУ «Организатор перевозок» и 5562 полицейских.

На станциях установлены колонны экстренного вызова, а в вестибюлях созданы досмотровые зоны со специальным оборудованием для обнаружения запрещённых к перевозке предметов и веществ. Только за 2016 год в них досмотрели более 50 миллионов пассажиров и 22 миллиона единиц багажа. Было обнаружено и запрещено перевозить 77,7 тысячи потенциально опасных предметов.

В системе видеонаблюдения Московского метрополитена более 17 тысяч камер, в том числе 5700 — в вестибюлях станций, 3900 — в поездах, 3500 — на платформах, 2500 — в подуличных переходах и на прилегающей территории, 1230 — на эскалаторах, 500 — в электродепо, на подстанциях и в вентиляционных шахтах.

Благодаря комплексному подходу к обеспечению безопасности в прошлом году число преступлений, совершённых на территории метро, снизилось на 17 процентов по сравнению с 2015 годом (с 2120 до 1750 случаев). На 21 процент уменьшилось число административных правонарушений (с 76,8 тысячи до 60 тысяч).

Умные камеры: распознавание угроз и немедленная реакция на ЧП

В 2016 году метрополитен начал реализацию ещё одного крупного проекта обеспечения транспортной безопасности — создания интеллектуальной системы видеонаблюдения нового поколения.

В подземке устанавливают умные видеокамеры двух типов: IP-камеры для ситуационного и обзорного видеонаблюдения, а также камеры машинного зрения с функциями распознавания потенциально опасных ситуаций.

Они могут автоматически выявлять скопление пассажиров, необычное движение в противоположном направлении, нарушение общественного порядка (драки, потасовки и так далее), забытые вещи, проход в запрещённые зоны и другие нарушения.

Собирать и оценивать информацию с камер, а также реагировать на нештатные ситуации будут диспетчеры Центра управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена. Для хранения видеопотока был создан центр обработки данных с объёмом памяти 11 петабайт. Срок их хранения составляет 30 суток.

Создание централизованной системы безопасности позволит сотрудникам метро реагировать на нештатные ситуации в 10 раз быстрее по сравнению с традиционными способами.